Тридцать девять лет... - отмеряет время с того ужасающего апреля 1986 года, когда мир содрогнулся от взрыва на Чернобыльской АЭС.
06:05 25.04.2025 16+
Тридцать девять лет... - отмеряет время с того ужасающего апреля 1986 года, когда мир содрогнулся от взрыва на Чернобыльской АЭС.
26 апреля - дата, выжженная в памяти миллионов, годовщина самой масштабной техногенной катастрофы в истории человечества. По официальным данным, в ликвидации последствий аварии участвовало более 600 тысяч человек. Основной штурм, самая тяжелая и опасная работа пришлась на 1986-1987 годы.
Накануне памятной даты мы встретились с Анатолием Николаевичем Лапиным - участником событий, ликвидатором и героем, живущим в нашем городе. Николай родился в 1953 году в Краснокамске, в дружной многодетной семье. Учился в школе, окончил политехнический техникум по специальности - электрик.
Срочную службу проходил в Германии. Вернулся, обзавелся семьей, воспитывал сына.
Жизнь шла своими чередом, когда в 1986-м Анатолий Николаевич узнал о Чернобыльской аварии. «Время первых» прошло без него. Самые тяжелые испытания достались другим, но даже через год после катастрофы в Чернобыле, нужны были люди готовые к труду в экстремальных условиях.
Так, Анатолий Николаевич в мае 1987 года получил повестку на военные сборы. Забирали мужчин старше 35 лет, у которых уже были дети. Никаких пышных проводов не устраивали. Обычная командировка. Надо - так надо.
- Мы молодыми были, мало что знали о радиации, и до конца не осознавали, что здоровью может быть нанесен вред, - делится наш герой.
Это потом он увидит рыжий от радиации лес, а в местных прудах - огромных, килограммов по 15, лещей. Узнает, что получивших большие дозы облучения ликвидаторов, из-за оранжевого цвета лица, называли «апельсинками». Узнает, что ничего из того, что растёт в лесах и садах - есть нельзя.
- В первые же дни нас повели на экскурсию... Думаете куда? - спросил Анатолий Николаевич, и сам же ответил: «На кладбище». 286 могил ликвидаторов первой волны предстали перед глазами вновь прибывших, словно предостерегая - радиация незрима и беспощадна, ошибок не прощает!
- Нас разместили в 30-километровой зоне от станции, в населенном пункте Иванков. Жили в палаточном городке. Кормили очень хорошо, - вспоминает Анатолий Николаевич.
Работали на крыше машинного зала, которая была размером с футбольное поле. Сначала надевали защитные средства: тяжелые фартуки из свинца, специальное свинцовое белье, резиновые рукавицы, сапоги, очки.
Ликвидаторам показывали кусок графита, затем раздавался звуковой сигнал по которому они, держа в руках лопату, должны были добежать до обломка , подхватить его и за следующие секунды донести до края крыши, где стоял огромный контейнер радиоактивных отходов, сбросить туда смертоносный груз и бегом обратно. На все про всё - 40 секунд. Столько длился рабочий день ликвидаторов.
За эти мгновения на крыше они набирали 0,5 Рентгена - максимально допустимую суточную дозу.
Однажды дозиметр Анатолия Николаевича сработал громче обычного. На экране высветился фон 3,7 бэр, за 40 секунд. Вечером он вышел на улицу, потерял сознание, а очнулся уже в больнице.
Окончание командировки в Чернобыле считали не по числам, не по сроку, а по набранной дозе радиации. Нормой было 25 Рентген. Свою норму Анатолий Николаевич «добрал» там же на станции, когда занимался дезактивацией помещений.
- Нашей задачей было обследовать, отметить самые грязные помещения и промыть их раствором. Работали минут по тридцать.
Незадолго до окончания «вахты» выяснилось, что документы Анатолия Николаевича, подтверждающие факт работы на станции, утеряны, и ему пришлось задержаться.
- Нас отправили в Гомельскую область помогать местным жителям. Несмотря на то, что радиация продолжала распространяться дальше по территории Белоруссии, люди неохотно оставляли насиженные места. Мы помогали сельчанам бороться с последствиями радиоактивного заражения: перестилали соломенные крыши домов, ремонтировали школу.
В зоне воздействия радиации Анатолий Николаевич Лапин провел полгода. Домой он вернулся так же обыденно, как и уходил. По больницам и комиссиям бегать не стал. Времени не было. Нужно было выходить на работу, кормить семью.
Да и менталитет другой был. Ни тогда, ни сейчас, свои болезни с радиацией ветеран не связывает.
Сегодня Анатолий Николаевич Лапин на заслуженном отдыхе, но продолжает работать электриком ООО «Кама». Вместе с женой с удовольствием работает на даче и много времени отдаёт своему увлечению - марафонскому бегу.
Чернобыльский период чёткой линией прошел через всю дальнейшую жизнь нашего героя и остался в ней навсегда.
Именно поэтому Анатолий Лапин - активный участник общественной организации инвалидов Краснокамского городского
комитета «Чернобыль» .
Анатолий Николаевич говорит о страшной катастрофе так просто, так буднично, что невольно ощущается трепет перед этим совершенно не богатырского склада мужчиной, который в 1987-м, вместе с сотнями других героев, живым щитом стоял перед разбушевавшимся атомом.
На подвиг их послала страна и народ, надеясь на них и веря им.
Они самоотверженно бросились на ликвидацию страшной для всего человечества катастрофы и свой долг выполнили до конца.
За мужество и героизм, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Анатолий Николаевич Лапин награжден медалью «За спасение погибавших».
Материал подготовила специалист по социальной работе