Верховный суд (ВС) РФ призвал банки к осторожности и осмотрительности при дистанционном обслуживании клиентов
04:17 29.08.2025 16+
Верховный суд (ВС) РФ призвал банки к осторожности и осмотрительности при дистанционном обслуживании клиентов.
Оформление кредита и снятие наличных с повышенными процентами в течение короткого времени должно вызывать у кредитной организации подозрения, что операции в действительности совершаются не самим клиентом. Об этом заявил ВС, рассмотрев жалобу клиента банка, на которого кибермошенники удаленно оформили кредит.
Как следует из материалов дела, договор о предоставлении и использовании кредитной карты и кредитный договор были заключены удаленно третьим лицом от имени клиента. Клиент потребовал признать договор недействительным, указав, что не давал согласия на получение кредита и средства не получал. Более того, мужчина обращался в полицию, и по факту мошенничества было открыто уголовное дело.
Суд первой инстанции поддержал заявителя, но апелляция сочла, что договоры были заключены с соблюдением всех правил. Заемщик передал все данные, подтвердил согласие простой электронной подписью, получил информацию о размере и условиях кредита, поэтому оснований отменять договоры нет.
ВС разъяснил, что суды при рассмотрении подобных споров должны исследовать, насколько добросовестно и осмотрительно действовал банк. Кредитная организация обязательно должна убедиться, что операции в действительности совершаются клиентом и в соответствии с его волеизъявлением. В данном случае скоростное оформление кредита и вывод средств с повышенной комиссией должны были вызвать подозрения, считает ВС.
Суд первой инстанции правомерно решил, что банк не учел интересы потребителя и не обеспечил безопасность дистанционного предоставления услуг, то есть действия банка нельзя считать добросовестными и осмотрительными, отметил ВС.
В итоге Судебная коллегия оставила в силе решение суда первой инстанции.
#ВерховныйСуд #кибермошенничество #банковскоеправо #ЕФКЦ